Синдром гиперактивности – расстройство, которое чаще всего проявляется у детей дошкольного и раннего школьного возраста. В шестидесятые годы двадцатого века врачи называли гиперактивностью патологическое состояние мозга, связанное с расстройствами отдельных функций мозга. В восьмидесятые годы чрезмерная двигательная активность стала называться «синдромом нарушения (дефицита) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Провоцирующими факторами для развития синдрома гиперактивности могут быть осложнения течения беременности или родов, неправильный образ жизни женщины в период беременности.
Детям при гиперактивности очень сложно концентрировать свое внимание и контролировать поведение. Синдром гиперактивности в 1845 году впервые описал доктор Генрих Хоффман. По данным исследований, данным расстройством страдают от 2 до 20% детей. У мальчиков синдром гиперактивности встречается в четыре-пять раз чаще, чем у девочек.
Такие дети при любой ситуации бесцельно двигаются на улице, бегают и недолго задерживают внимание на конкретных предметах. Мозг гиперактивного ребенка очень плохо обрабатывает информацию, внутренние и внешние стимулы. На невнимательного ребенка не действуют просьбы, уговоры и наказания. При любых условиях ребенок будет невнимательным и импульсивным. Чтобы понять, как правильно вести себя с гиперактивным ребенком, следует выяснить истинную причину данного расстройства.
Основные симптомы гиперактивности у детей
Обычно симптомы гиперактивности у детей впервые появляются в возрасте двух-трех лет. Однако чаще всего родители приводят ребенка на прием к врачу, когда он уже начинает ходить в школу. Симптомы гиперактивного поведения у ребенка обычно проявляются в неусидчивости, суетливости, беспокойстве, импульсивности, эмоциональной нестабильности, плаксивости. Ребенок игнорирует общепринятые правила и нормы поведения. При гиперактивности также нередко наблюдается задержка развития речи, иногда возникают проблемы со сном.
Гиперактивным детям очень трудно спокойно сидеть за столом во время школьного урока или обеда. Они ерзают или извиваются на стульях, все трогают, вертят ступнями. Такие дети довольно часто пытаются делать одновременно несколько дел. При этом они редко думают перед тем, как сделать что-то. Из-за излишней импульсивности дети способны безудержно проявлять свои эмоции и не учитывать при этом последствий такого поведения. Подросток, будучи гиперактивным, обычно выбирает дело, приносящее немедленную, хоть и маленькую отдачу. Импульсивность часто мешает дождаться результата в чем-либо.
Каждый перечисленный выше симптом – повод для обращения к врачу. Врач расскажет, как бороться с гиперактивностью, как помочь ребенку адаптироваться в обществе.
Врачи отмечают, что гиперактивность, или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), является сложным и многогранным состоянием, требующим комплексного подхода к диагностике и лечению. Специалисты подчеркивают, что это не просто проявление избыточной активности, а нарушение, которое может существенно влиять на учебу и социальное взаимодействие ребенка. Многие врачи рекомендуют сочетание медикаментозной терапии с поведенческой коррекцией, что позволяет добиться лучших результатов. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого пациента, поскольку симптомы могут варьироваться. Психологи и психиатры акцентируют внимание на необходимости ранней диагностики, чтобы вовремя оказать помощь и поддержать детей в их развитии.
Диагностика гиперактивности
Дигностика гиперактивности основывается на сборе субъективной информации, проведении аппаратного и психологического обследования. На приеме врач интересуется особенностями течения беременности и родов. Специалист расспрашивает о заболеваниях, которые перенес ребенок. Далее доктор предлагает ребенку выполнить специальные задания (тесты). По результатам тестов он оценивает параметры внимательности. Аппаратное обследование заключается в проведении электроэнцефалографического исследования и магнитно-резонансной томографии. Аппаратное обследование позволяет выявить изменения в мозге путем регистрации электрических потенциалов. По полученным результатам в дальнейшем назначается соответствующее лечение гиперактивности.
Методы лечения гиперактивности у детей
Препараты для лечения гиперактивности помогают детям в повседневной жизни. Для выбора правильного лекарственного средства и правильной дозы необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. У многих детей препараты для лечения гиперактивности снижают импульсивность, улучшают способность учиться и работать. Препараты не лечат гиперактивность. Они просто контролируют симптомы гиперактивности только в тот день, когда они были приняты. Медикаменты способны улучшить координацию движений, необходимую в спорте и при письме.
Гиперактивность — это тема, которая вызывает множество обсуждений и мнений. Многие родители и педагоги отмечают, что дети с гиперактивностью часто проявляют чрезмерную активность и трудности с концентрацией. Это может создавать проблемы как в учебе, так и в общении со сверстниками. Некоторые специалисты считают, что гиперактивность — это не просто недостаток внимания, а комплексное состояние, требующее индивидуального подхода. В то же время, есть и те, кто считает, что гиперактивность — это просто особенность характера, а не диагноз. Общество часто стереотипизирует таких детей, что может приводить к стигматизации. Важно понимать, что каждый случай уникален, и подход к гиперактивности должен быть основан на понимании и поддержке.
Методы коррекции гиперактивности у детей
Для коррекции гиперактивности при общении с гиперактивным ребенком необходимо строить предложения так, чтобы отсутствовало любое отрицание. При возникновении любой конфликтной ситуации надо стараться сохранять спокойствие. Для коррекции гиперактивности у детей все задачи необходимо обозначать как можно более четко. При общении с ребенком следует не использовать длинные формулировки. Во время разговора с ребенком надо стараться применять короткие предложения и не использовать длинные формулировки. Все поручения следует давать малышу в логической последовательности. Ни в коем случае нельзя давать несколько поручений одновременно. Гиперактивные дети плохо чувствуют время, поэтому перед кормлением или уходом с прогулки следует предупредить ребенка об этом за пять-десять минут. Ребенку необходимо ощущать, что родители всегда поддержат его и помогут справиться с трудностями в школе или саду.
Вопрос-ответ
Что такое гиперактивность и как она проявляется?
Гиперактивность — это состояние, характеризующееся повышенной активностью, импульсивностью и трудностями с концентрацией внимания. У детей это может проявляться в постоянном движении, трудностях с сидением на месте, частыми перебиваниями и невнимательностью к деталям. Взрослые могут испытывать трудности с организацией задач и управлением временем.
Каковы основные причины гиперактивности у детей?
Основные причины гиперактивности могут включать генетическую предрасположенность, дисфункцию нейротрансмиттеров, а также влияние окружающей среды, такое как стресс, плохое питание или недостаток сна. В некоторых случаях гиперактивность может быть связана с другими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Какие методы лечения гиперактивности существуют?
Лечение гиперактивности может включать поведенческую терапию, медикаментозное лечение и изменение образа жизни. Поведенческая терапия помогает развивать навыки саморегуляции и управления поведением, тогда как медикаменты, такие как стимуляторы, могут помочь улучшить концентрацию и снизить импульсивность. Также важно обеспечить ребенку здоровый режим дня, включая физическую активность и правильное питание.
Советы
СОВЕТ №1
Разработайте распорядок дня. Регулярный график помогает детям с гиперактивностью чувствовать себя более уверенно и безопасно. Постарайтесь установить четкие временные рамки для учебы, игр и отдыха.
СОВЕТ №2
Создайте спокойную обстановку для выполнения домашних заданий. Уберите отвлекающие факторы, такие как телевизор и шумные игрушки. Обеспечьте комфортное место, где ребенок сможет сосредоточиться на своих задачах.
СОВЕТ №3
Поощряйте физическую активность. Регулярные занятия спортом или активные игры помогают сжигать лишнюю энергию и улучшают концентрацию. Найдите вид активности, который нравится вашему ребенку, будь то плавание, танцы или командные игры.
СОВЕТ №4
Обсуждайте эмоции и поведение. Помогите ребенку понять свои чувства и научитесь вместе справляться с ними. Это может включать в себя использование специальных техник, таких как дыхательные упражнения или ведение дневника эмоций.