Сказать точно, какие именно навыки должны быть у ребенка в 1 год и 3 месяца, довольно трудно. Все детки развиваются по-разному. У одних что-то получается лучше, у других хуже. Одно точно: это довольно непростой возраст, когда малыш стремится везде успеть, но еще не отдает себе отчета о последствиях своих действий. Итак, что же должен уметь ребенок на 15-м месяце жизни?
Физическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
По мере взросления ребенка темпы роста замедляются и это нормально.
Для определения долженствующей массы тела ребенка после года используют формулу:
10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,
Где n – фактический возраст ребенка (в годах).
Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела по возрасту.
Скорость роста ребенка, также с возрастом уменьшается.
В среднем до 4-х лет длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.
Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.
Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста ребенка.
В 12-14 месяцев у малышей прорезываются первые моляры (большие коренные зубы). Вначале прорезываются нижние моляры, затем верхние.
В этом возрасте малыши, как правило, переходят на одноразовый дневной сон.
Необходимые обследования малыша
Как и в грудном возрасте, после годика рекомендуется регулярно проходить с малышом обследования у врача. Помимо педиатра, непременно навещать логопеда. В 15 месяцев ребенок уже начинает воспроизводить некоторые звуки, поэтому взрослым следует в ежедневные занятия ввести несколько упражнений, направленных на развитие речи.
Какие упражнения использовать, как правильно строить занятия, сколько времени уделять урокам, лучше подробно расспросить у врача. Не стоит самостоятельно выбирать методику, направленную на улучшение речи, делать это должен логопед, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
В этом возрасте малыш импульсивен, им руководят эмоции и любознательность.
Двигательные навыки ребенка в 1 год 3 месяца
Малыш совершенствует навык ходьбы. Если держать ребенка за руку, то он может подниматься и спускаться по ступенькам, перешагивать через небольшие препятствия.
В 1 год 3 месяца малыш уже может ходить по долгу, приседать, наклоняться и устойчиво стоять .
Многие уже умеют самостоятельно пользоваться ложкой.
Малыш может выполнять простые действия — поднимать руки вперед, вверх, разводить из в стороны, отводить за спину, шевелить пальцами рук, вращать кистями. При этом он может делать это как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.
Познавательная деятельность ребенка в 1 год 3 месяца
На данном этапе малыш начинает понимать, что значит совместная игра. Появляется активный интерес к детям, особенно к сверстникам.
В 1 год и 3 месяца многим малышам уже интересно не только смотреть в книжке картинки, но и послушать сам рассказ. При этом это доставляет ему большее удовольствие, если позволить ему самому переворачивать страницы.
Ваш малыш постепенно начинает заниматься исследовательской деятельностью, начинает понимать причинно-следственные связи. Так, малыш понимает если построить слишком высокую башню из кубиков, то она упадет, если что-нибудь столкнуть со стола, то оно тоже упадет.
После года ребенка следует приучать к порядку и вырабатывать у него полезные привычки — день за днем повторяя одни и те же действия.
Например, убирать игрушки после игры и перед сном, складывать одежду, умываться, расчесываться и так далее.
В 1 год 3 месяца ребенок уже способен ориентироваться в двух формах (мяч, кубики). Различает предметы по величине и цвету.
Умеет нанизывать и снимать кольца на стержень пирамидки, ставить кубики один на другой.
Может самостоятельно воспроизводить действия с предметами, игрушками, разученные ранее (кормить куклу, катает машинку, строит башню из кубиков).
Занимают игры с предметами обихода. Очень любит подражать взрослым: «готовит обед, как мама», «разговаривает по телефону, как папа», «читает, как бабушка».
Развитие речи в 1 год и 3 месяца
- В этом возрасте значительно увеличивается словарный запас понимаемых слов. Малыш с удовольствием учит новые слова, звуки, без устали повторяя их в течение дня.
- Понимает многие слова, знает названия знакомых игрушек, предметов, имена близких людей, части тела, названия одежды, продукты питания.
- Может выполнить несложные поручения взрослого (найти и принести знакомый предмет, хлопать в ладоши и другие).
- С большим интересом слушает сказки, стихи, потешки, песенки.
- Может произносить до 20 облегченных слов, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.
Эмоциональное развитие
- В 1 год 3 месяца ребенок становится более эмоционально уравновешенным в течение дня.
- В трудных ситуациях ищет поддержки взрослого.
- Во время игр проявляет эмоции.
- В этом возрасте малыш свойственно «заражаться» чувствами и эмоциями сверстников (тоже плачет или смеется).
- По разному реагирует на знакомого и незнакомого человека.
- Внимание малыша легко переключить с одного предмета или действия на другое, отвлечь его.
- Познание окружающего мира идет через эмоциональное и чувствительное восприятие — при падении можно удариться, если дотронуться до батареи, то будет горячо.
- Удивляется новому, пугается от неожиданного действия.
- Радуется когда у него что-то получается, расстраивается если цель не достигнута.
- Выражает свое согласие или несогласие мимикой, жестами.
Что умеет ребенок в 1 год 3 месяца?
Может пить из чашки или поильника.
Пользуется ложкой — держит ее в кулачке, опускает в пищу, набирает, доносит до рта (немного), ест.
Подражает действиям взрослых — вытирает руки,лицо, умывается, расчесывается.
Многие малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.
Как играть с ребенком?
Цель каждой игры с малышом — улучшить физическое развитие, речевые навыки, психологическое состояние. Главное правило — действовать родители должны ненавязчиво. Лучше заранее подобрать игрушки, которые послужат цели, подумать, как заинтересовать ребенка, на что обратить больше внимания.
Не стоит ожидать, что в 15 месяцев ребенок начнет немедленно выполнять все просьбы или повторять движения. Пройдет немало времени, пока малыш в точности будет воспроизводить действия родных, научится обращаться с некоторыми развивающими игрушками. Обязательно в течение игры активно общаться с карапузом, объяснять каждое движение.
15 месяцев — очередная ступенька развития, которую прошли малыши вместе с родителями. Несет эта дата немало приятных неожиданностей, сюрпризов для взрослых — ребенок начинает воспринимать окружающее совершенно по-другому, чем грудничок, поражает своим стремительным развитием, активно постигает новое и пытается применить знания в жизни. Задача родителей — поспособствовать этому, ненавязчиво воздействовать на навыки, стимулировать желание узнавать об окружающем мире.
Питание ребенка в 1 год 3 месяца
После первого года жизни осуществляется постепенных переход от вскармливания ребенка к питанию.
До 1,5 лет большинство малышей находятся на 5 разовом режиме питания.
В этом возрасте необходимо четко придерживаться определенных часов кормления.
Последний примем пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна.
В 1 год 3 месяца малыш очень активен и ему требуется большое количество энергии и соответсвенно больший объем пищи. Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 лет составляет около 1100 — 1200 мл. При этом 25% от этого объема составляет завтрак; 35% обед; 15%- полдник; 25%- ужин. Калорийность пищи на протяжении суток около 1500 ккал.
Также в этом возрасте идет активный рост зубов и костей, поэтому в рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные и кисло-молочные продукты, богатые кальцием. Объем молока и кисломолочных смесей составляет около 600 мл в сутки.
Блюда для малыша в 1 год 3 месяца должны иметь кашеобразную консистенцию либо даваться в протертом виде. Затем постепенно можно вводит более густую пищу. В том случает, если у ребенка уже появились жевательные зубы, то время от времени можно предлагать ему пищу, порезанную на небольшие кусочки.
В этом возрасте у малыша уже формируются вкусовые предпочтения, поэтому меню малыша следует составлять исходя из них. Пища для ребенка должна быть не только вкусной, но и полезной.
Белок очень важен для растущего организма ребенка, при этом около 70% поступающего белка должно быть животного происхождения. Это может быть мясо, печень, нежирная рыба, яйцо.
Не стоит забывать и о растительных жирах, которые также важны для нормального развития ребенка.
Ежедневно ребенок должен получать разнообразные крупяные каши (рисовая, овсяная, гречневая, манная), можно добавить в рацион малыша макаронные изделия.
Объем овощей и фруктов может достигать 350 грамм в сутки, при этом постепенно можно расширять их ассортимент.
Во время каждого приема пищи у ребенка должны быть порции в горячем (теплом) виде, так как холодные блюда нарушают пищеварение.
Не рекомендуется давать малышу в промежутках между основными приемами пищи сладкие продукты, так как это уменьшает выработку пищеварительных соков и снижает аппетит ребенка.
Двигательная активность
Навыки ходьбы совершенствует с каждый днем. Придерживая карапуза за руку, можно наблюдать, что он пытается самостоятельно подниматься, а также спускаться по ступенькам, преодолевать некоторые препятствия на своем пути.
В один год и три месяца ребенок уже ходит дольше, чем несколько месяцев назад, его походка значительно увереннее, постепенно оттачиваются навыки приседания. Карапуз пробует наклоняться, занимать устойчивое стоячее положение.
Большинство деток этого возраста умеют держать в руках столовые приборы, а также пользоваться ими по назначению.
Ребенок в 15 мес. без особого труда выполняет простые движения: поднятие рук и разведение их в сторону, шевеление пальчиками и осуществление вращательных движений кистью. Все эти действия могут происходить как по собственной инициативе малыша, так и по просьбе родителей.
Что должно насторожить
Между 12 и 15 месяцами жизни отличия между разными детьми становятся все отчетливее. Индивидуальность каждого отдельного ребенка ведет его по пути познания мира с разной скоростью и отличными дорогами, но существует ряд признаков, которые должны вызвать у вас беспокойство:
- Малыш не ползает на четвереньках;
- Не пытается сделать первые шаги;
- У крохи не получается удержать в руке 2 небольших предмета, передать их взрослому;
- В активной речи нет ни одного слова, подразумевающего предмет или человека;
- Карапуз не пытается слушать музыку;
- Не реагирует на простые просьбы;
- Ребенок не стремится освоить умение есть ложкой;
- Не подражает животным, технике;
- Кроха постоянно вялый, не имеет предпочтений в играх;
- Не реагирует на «чужих» людей;
- Не играет со своим отражением в зеркале.
Чем старше становится ребенок, тем быстрее летит время. Он уже совсем большой и многое умеет. Стараясь все успеть, научить кроху важным умениям и навыкам, маме и папе стоит помнить о собственных взаимоотношениях, находить время на общение тет-а-тет. Научите кроху играть самостоятельно, придерживаться режима. Когда малыш занят или спит, обязательно уделите время друг другу. Для ребенка важно, чтобы родители были счастливы и поддерживали между собой теплые, наполненные уважением отношения. Малыш – не причина, забывать друг про друга, он объединяющий фактор, способствующий укреплению семьи.
Различия между мальчиками и девочками
Различия между мальчиками и девочками на втором году жизни продолжают увеличиваться. В большинстве случаев мальчики более активны и настроены на подвижные игры, девочки – на диалоги и спокойные занятия с игрушками.
Мальчики растут скачкообразно. Периоды резкого набора веса и роста сменяются спокойными фазами, когда изменений практически не заметно. У девочек скачки в наборе веса практически отсутствуют, набор идет постепенно.
Речь у девочек развивается плавно, с каждым днем добавляются новые слова и звуки. Мальчики чаще молчат, долго наращивают пассивный словарь. В итоге большинство мальчишек начинают говорить сразу длинными предложениями, но намного позже девочек.