Пластический хирург
Красноярск, Ул. Яковлева

Развитие ребёнка в 2 месяца – что должен уметь малыш

Физические данные

Родителей чаще всего интересует эмоциональная сфера и умственное развитие ребёнка, но нельзя оставлять без внимания и его физическое взросление. По сравнению с месячным грудничком, двухмесячный малыш вырастает в среднем на 3—5 см и прибавляет в весе около 800 г. Поскольку он находится в фазе активного роста, его окружность головы, объём грудной клетки и другие параметры тоже увеличиваются — развиваются скелет и мышцы, показатели растут чуть ли не по дням.

Тело двухмесячного ребёнка по сравнению с таковым у месячного выглядит более худым и вытянутым, хотя и сохраняет округлость форм. Кроме того, его выделяют такие особенности:

  • пушковые волосы, иногда присутствующие у новорождённых, выпадают, после чего их полностью заменяют луковичные;
  • сосудистые пятна исчезают;
  • развивается пищеварительная система — начинает полноценно выделяться слюна, в кишечнике формируется микрофлора, меняется стул, реже появляются колики;
  • закрываются дополнительные сердечные коммуникации, меняется состав крови;
  • начинает пропадать гипертонус.

«Педиатры отмечают, что темпы физического развития у младенцев могут сильно отличаться, потому выход значений их роста, веса и прочих параметров за пределы нормы далеко не всегда говорит о нарушениях. Тем не менее лучше всего сразу же осведомить о них врача.»

Двигательная активность и моторика

Вместе с развитием скелета и мускулатуры малыша, увеличивается и его двигательная активность. Значительно растёт количество спонтанных движений руками и ногами. Малыш ещё находится в процессе овладения контролем за своими конечностями, но уже наблюдается значительный прогресс — исчезают характерные для новорождённых рефлексы, например, отталкивание ногами поднесённой к ним ладони. В плане физической активности и контроля за телом ребёнок в 2 месяца должен делать и уметь следующие вещи:

  • Приподнимать голову и поддерживать её в таком положении непродолжительное время. Нормой считается 5 секунд, но некоторые младенцы могут выдерживать до 40 и больше. В вертикальном положении или на животе время увеличивается до минуты или нескольких Кроме того, когда ребёнок лежит на боку, его голова уже не запрокинута назад.
  • Поворачиваться с боков на спину. На недолгое время приподниматься, лёжа на животе. Поворачивать голову в разные стороны.
  • Уметь полностью выпрямлять конечности и отводить их от туловища. Мышцы в этом возрасте уже достаточно развиты, чтобы младенец, например, пытался схватить или оттолкнуть игрушки.
  • Активно орудовать руками, пытаться всё ощупать. В младенческом возрасте тактильные ощущения особенно важны, поэтому младенец будет хотеть потрогать всё, до чего сможет достать. Считается, что двухмесячный младенец хватает вещи и пытается поднести их ко рту уже не рефлекторно, а осознанно. Кроме того, он может удерживать в руках нетяжёлые предметы около 10 секунд.
  • Проявлять интерес к своим конечностям и ладоням. Ребёнок со временем понимает, что он контролирует движения своего тела и пытается всячески развивать этот навык — хватается одной рукой за другую, сжимает и разжимает пальцы, совершает напоминающие плаванье движения конечностями и так далее.
  • Иметь хороший контроль над движениями и координацию. Гипертонус, характерный для новорождённых, к двум месяцам проходит и большинство движений малыша становятся осознанными. Он поворачивает голову на звуки, тянет руки к игрушке, теребит одежду, трясёт погремушку и совершает прочие действия с определённой целью, а не просто спонтанно или рефлекторно шевелится.

«Чтобы моторика младенца продолжала развиваться, а мышцы росли здоровыми и крепкими, уже с двухмесячного возраста можно начинать проводить с ним самые простые развивающие занятия. Грудничковое плаванье, детская гимнастика или простые игры с подвесными игрушками помогут поддерживать гармоничное и правильное развитие грудничка.»

Реакции на окружающий мир

В двухмесячном возрасте у деток уже довольно хорошо развиты органы чувств, потому они активно отвечают на разнообразные внешние раздражители определёнными эмоциями и поведением. Их примерные реакции на предметы и события таковы:

  • к яркому и большому незнакомому объекту (например, мягкой игрушке) ребёнок должен проявлять интерес — фокусировать взгляд, пытаться дотянутся и так далее;
  • за движущимися предметами, находящимися в непосредственной близости от него, младенец следует взглядом примерно 10—15 секунд, двигая зрачками и головой как горизонтально, так и вертикально;
  • грудничок проявляет интерес и любопытство ко всему, до чего он может дотянуться — игрушкам, одежде, собственному телу, маминым рукам — пытаясь схватить их, потрясти, попробовать на вкус и так далее;
  • если положить двухмесячного младенца рядом с другим ребёнком этого же возраста, они будут пристально разглядывать друг друга в течение примерно минуты;
  • на громкие или резкие звуки реакция грудничка явно негативная — плач и крики;
  • к нейтральным и приятным звукам ребёнок проявляет интерес — поворачивает голову к их источнику, вслушивается, ждёт продолжения;
  • слыша голос матери и других близких людей, грудничок улыбается;
  • при обращении к нему взрослых, ребёнок может концертировать взгляд на их лице около 10 секунд;
  • на приятные и неприятные запахи грудничок тоже выражает соответствующую реакцию, но пока что он не осознаёт их источников.

image

«Слух у двухмесячного малыша очень острый, потому на звуковые раздражители он будет реагировать наиболее явно. Очень хорошо развиты также его тактильные ощущения, а вот зрение пока что не совсем сформировано, хотя и в нём наблюдаются заметные сдвиги. Ребёнок всё ещё неспособен фокусироваться на мелких деталях, но уже может замечать их, пускай и вряд ли проявит интерес.»

Как вести себя с двухмесячным ребенком?

Так как же вести себя с ребенком этого возраста? Поскольку это очень сложный второй месяц жизни ребенка, уход требует некоторых усилий. В принципе, советы достаточно простые, если так подумать. Достаточно просто удовлетворять все потребности малыша, избавлять его от дискомфорта и общаться с ним побольше. Под общением подразумевается взаимодействие с ребенком через весь спектр органов чувств: глаза (игрушка), слух (нежные слова), тактильные ощущения (объятия) и так далее. Это очень важно учитывать, так как при общении людей, вообще, все каналы важны, но для ребенка они являются просто жизненно необходимыми.

Навыки общения

Вместе с развитием слуха и моторики, начинают улучшаться и навыки общения ребёнка. Именно в возрасте двух месяцев у него появляется так называемый комплекс оживления, который выражается в том, что младенец начинает активно реагировать на мать и других близких людей. При их приближении он сначала ненадолго замирает, после чего наблюдается заметное двигательное оживление, сопровождающееся улыбкой, радостным гулением или хихиканьем и заинтересованным взглядом в глаза.

Голосовые связки малыша ещё недостаточно сформированы для полноценной речи, но у него уже начинают появляться первые предпосылки её развития. Педиатры утверждают, что в два месяца ребёнок должен уметь не только плакать, но и произносить короткие гласные звуки — «о» или «а». Обычно они мелькают редко, и в основном младенец продолжает выражать свои чувства и желания с помощью плача, но услышав новые звуки от себя, ребёнок сначала удивляется и прислушивается, затем пытается произносить их чаще и делать длиннее.

Как известно, здоровый малыш в 2 месяца должен уметь узнавать лицо и голос матери, а также реагировать на её слова и действия. Но на этом этапе развития он уже не только улыбается, но и активно пробует общаться с помощью гуления, жестов, мимики и интонаций. Он вслушивается в голоса взрослых и пытается отвечать, а также прислушивается к издаваемым самим собой звукам. Хорошо заметно, что грудничок также ждёт от «собеседника» ответных слов или реакций.

А что происходит на 7-8 неделях?

Дальше идет все намного интереснее. Для седьмой-восьмой недели характерно умение определить источник звука, и малыш даже может посмотреть на него сфокусированным прямым взглядом. Также продолжается увеличение периода бодрствования. Может быть такое, что ребенок не будет засыпать в течение часа. Впрочем, здесь нужно также подходить к вопросу индивидуально, так как невозможно полностью идеально спрогнозировать поведение ребенка на определенном этапе развития. Поэтому один младенец может на седьмой или восьмой неделе только начать фокусировать зрение, а другой пойдет дальше в своем онтогенезе.

В принципе, второй месяц характеризуется началом активного поведения ребенка. И чем старше он становится, тем более выражены эти признаки. Седьмая-восьмая недели являются стартом для активного познания мира. На более ранних этапах, даже тех, которые входят во второй месяц, характерно обычное выживание с помощью стандартного набора рефлексов и ничего больше. Режим дня ребенка второго месяца жизни становится все более разнообразным.

Эмоциональная сфера

Правильное формирование эмоциональной сферы с раннего возраста помогает избежать множества проблем при взрослении, потому именно она очень часто интересует родителей. Особенно важно изучить её у маленьких детей, которые не могут объяснить чего они хотят или что их беспокоит с помощью обычных методов.

Педиатры считают, что при нормальном развитии ребёнок в 2 месяца должен уметь не только выражать недовольство или радость, но и возмущаться, требовать, протестовать, кокетничать, интересоваться, удивляться, злится — словом, проявлять почти полный спектр эмоций взрослого человека.

Мимика в этом возрасте довольно хорошо развита, но интенсивность проявляемых реакций зависит от личности младенца. Например, некоторые из них улыбаются одними уголками губ, в то время как другие в этом процессе открывают рот и хихикают — оба варианта совершенно нормальны и не говорят о каких-либо нарушениях в развитии. Недовольство и дискомфорт дети всё ещё выражают в основном плачем и криками, но их мимика тоже меняется — сморщивается лицо, поджимаются губы и так далее.

Помимо мимики, двухмесячный ребёнок выражает своё состояние жестами и интонациями голоса — он может плакать возмущённо, испуганно или требовательно, издавать радостные возгласы и так далее. Внимательные родители со временем учатся распознавать интонации своего чада и по ним определять, что именно его беспокоит.

Интеллект и обучение

Интеллект ребёнка на втором месяце жизни ещё только начинает формироваться. Разумеется, он ещё слишком мал для целенаправленного обучения каким-либо навыкам, но уже проявляет осознание и способен замечать причинно-следственные связи. Например, ребёнок знает, что он может привлечь к себе внимание криком или плачем и активно этим пользуется, если чего-то хочет от взрослых.

Таким образом, основной признак нормального развития интеллекта у двухмесячного грудничка — это то, что он понимает влияние своего поведения на окружающую среду и меняет его соответствующим образом. Это не стоит пересекать, опасаясь избаловать малыша — в таком возрасте он ещё слишком мал, чтобы выразить свои потребности чем-то кроме криков и плача.

Помимо осознания того, что криком можно позвать взрослых, младенец может, например, ассоциировать лицо матери с кормлением и начинать заблаговременно делать сосательные движения ртом. Кроме того, он способен на обучение — например, потряся погремушку несколько раз, ребёнок поймёт, что именно его движения провоцируют звуки.

Рекомендации по уходу

Ухаживая за двухмесячным малышом, следует умывать его каждый день, протирать глаза, уши и лицо влажными салфетками. Подмывайте ребёнка после каждой дефекации.

Педиатры рекомендуют купать малютку ежедневно в течение 5 минут, температура воды не должна превышать 37 градусов.

Следите за состоянием пупочной раны. При необходимости обрабатывайте её перекисью водорода. Если из ранки появляются какие-либо выделения, сообщите педиатру. Обычно пупок заживает к концу первого месяца жизни.

Наблюдайте за общим состоянием крохи, периодически измеряйте температуру тела – нормальными считаются показатели не выше 37,2 градуса. В этот период также нужно посетить ортопеда, невролога, окулиста.

Методы развития

Обычно регулярного общения и игр хватает для того, чтобы привить младенцу все нужные умения и навыки, которые ребёнок в 2 месяца должен иметь. Но при желании можно закрепить с помощью следующих методов:

  • купить развивающие игрушки-подвески — они обязательно должны быть крупными, яркими и находится на небольшом (30—40 см) расстоянии от кроватки, чтобы ребёнок мог хорошо их видеть;
  • общаться с грудничком, имитируя создаваемые им звуки;
  • проводить специальную гимнастику — лучше всего, чтобы её составлял педиатр на основе личных данных ребёнка, но можно использовать и обычные развивающие упражнения;
  • гулять с малышом на свежем воздухе не менее 2 часов в день;
  • ненадолго класть ребёнка на живот, чтобы он развивал мышцы груди и конечностей;
  • для развития моторики и тактильных ощущений, можно давать ребёнку разные на ощупь игрушки — шершавые, гладкие, мягкие, ворсистые, сделанные из дерева или тянущейся резины (при покупке стоит заботиться об их безопасности — в этом поможет возрастное ограничение на упаковке);
  • очень полезен для лёгкий массаж всего тела — его нужно делать нежными поглаживающими и похлопывающими движениями, почти не создавая давления на кожу и мышцы.

Разумеется, точно определить степень развития ребёнка и составить корректирующую программу может только врач-педиатр. Кроме того, ни одна игра или упражнение не может заменить младенцу регулярного и ежедневного общения с матерью, сопровождаемого положительными эмоциями и любовью. В нём важны не только слова и интонации, но и прикосновения, мимика, жесты — всё это поможет ребёнку не только чувствовать заботу и безопасность, но и формировать собственные навыки общения и проявления чувств.

Примерный режим дня в 2 месяца

В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.

Питание

В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки. Для этого мама может пользоваться расчетом: с 2 до 4 месяцев это количество составляет 1/6 от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, можно узнать приблизительный объем питания на одно кормление.

Купание

Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба. Нужную температуру воды следует измерять специальным термометром, она должна быть не менее 36-37ºС. Также следует поддерживать правильную температуру в помещении, где проводится купание младенца (23-24ºС).

Сон

Двухмесячному ребенку необходимо как минимум три-четыре дневных сна. Распорядок дня может меняться в зависимости от кормления, и от того, как рано кроха встает утром. Один из вариантов режима может выглядеть таким образом:

Пробуждение, утренний туалет, кормление 8.00-8.30
Бодрствование 8.00-9.30
Первый дневной сон 9.30-11.30
Кормление 11.30
Бодрствование 11.30-12.30
Второй дневной сон 12.30-15.00
Кормление 15.00
Бодрствование 16.00-16.30
Третий дневной сон 16.30-18.30
Кормление 19.30
Бодрствование 19.30-20.30
Купание 20.30
Ночной сон 21.00-8.00
*Первое ночное кормление 22.00
*Второе ночное кормление 01.30 или 03.00

Ссылка на основную публикацию
Похожее