О красивой белоснежной улыбке мечтает едва ли не каждый человек. Но, к сожалению, похвастаться здоровыми и ровными зубами от природы могут только единицы. Поэтому большинству людей, желающим стать обладателями безупречной улыбки, приходится обращаться за помощью к стоматологам и зубным техникам. При этом если здоровье зубов зависит от стоматолога, то красота улыбки в большей степени зависит от зубного техника.
О красивой белоснежной улыбке мечтает едва ли не каждый человек. Но, к сожалению, похвастаться здоровыми и ровными зубами от природы могут только единицы. Поэтому большинству людей, желающим стать обладателями безупречной улыбки, приходится обращаться за помощью к стоматологам и зубным техникам. При этом если здоровье зубов зависит от стоматолога, то красота улыбки в большей степени зависит от зубного техника.
Кстати, многие люди ошибочно считают, что стоматолог, зубной врач и зубной техник – это названия одной и той же профессии. На самом же деле, зубной техник является самостоятельной специальностью, которая кардинально отличается от специальности «стоматолог» не только профессиональными обязанностями, но и требованиями к личностным качествам специалиста. А вот о том, в чем заключаются эти отличия, мы сегодня и поговорим.
Хочу ли я быть зубным техником?
Прежде всего профессия зубного техника относится к медицинским, и если Вы не стали врачом, но мечтаете возвращать людям здоровье и красоту, эта работа наполнит вашу жизнь смыслом.
Восстанавливать созданное природой – задача сложная, но зубному технику, как и врачу, часто приходится исправлять ошибки, допущенные природой, а это большая ответственность перед людьми, доверившими Вам своё здоровье.
Необходимые навыки и качества
Зубной техник является главным помощником стоматолога-ортопеда. Врач передаёт ему гипсовые слепки, сделанные с зубов пациента, и рекомендации по поводу выбора цвета и формы будущего изделия. На основе слепка зубному технику нужно разработать модель зубов, после чего подобрать конструкции и материала для протезов. Для изготовления конструкций зубные техники применяют различные виды оборудования. Сюда относятся приборы для сварки и для напыления, плавильная печь, воскотопка, вакуумные насос, литейный агрегат и др. Готовое изделие снабжается необходимыми креплениями, после чего зубной техник шлифует и полирует его.
В работе специалистов в данной области очень важна репутация как в кругу профессионалов, так и среди клиентов, поэтому он должен в совершенстве владеть технологиями изготовления зубных протезов. Также он должен оставаться в курсе последних новинок: технологии, инструменты, материалы. Для этого нужно посещать тематические выставки, семинары и постоянно совершенствоваться. Но стоит сказать, что данная профессия не имеет традиционных схем карьерного роста.
Будущему специалисту по изготовлению зубных протезов нужно обладать несколькими важными качествами. К ним относятся такие, как:
- аккуратность;
- хорошо развитая моторика рук;
- внимательность;
- усидчивость;
- внимательность;
- стрессоустойчивость;
- наблюдательность;
- физическая выносливость.
Смогу ли я работать зубным техником?
В профессии зубного техника нужна безграничная любовь к «оттачиванию» мельчайших деталей, желание и умение выполнять работу с ювелирной точностью.
Кроме медицинских знаний необходим художественный вкус, потребуется также химия, физика и материаловедение, ведь зубной техник – это художник, скульптор и строитель, создающий красивые и надёжные ортопедические конструкции, которые должны служить многое годы.
Если Вы найдете удовлетворение в создании сложных форм, работе с цветом и прозрачностью материалов, то профессия зубного техника даст Вам неиссякаемый источник вдохновения.
Погрузитесь в атмосферу творчества на вебинаре Алека Аронина «Нанесение керамики»:
Тонкости специализации
Студент зубопротезного технологического колледжа в процессе обучения получает навыки работы с различными материалами. То есть одной теорией, как бы она была не нужна, дело не ограничивается. Постоянные практикумы позволяют руками почувствовать материалы, с которыми в будущем придётся работать, освоить богатейший инструментарий, получить советы от специалистов своего дела.
Выпущенный из стен колледжа вчерашний студент должен владеть техническим минимумом, состоящим из:
- Умения создавать съёмные и несъёмные протезы.
- Изготовления ортодонтических и челюстно-лицевых конструкций.
- Литейного дела.
- Лепки.
Всё это требует навыков сварщика, слесаря, фрезеровщика, гальваника, и владения знаниями на стыке физики, химии, анатомии. Не обойтись без владения самыми современными технологиями в виде 3D-моделирования, со знанием и умением пользоваться соответствующими компьютерными программами.
После получения диплома новоиспечённый зубной техник может выбрать род деятельности, подразумевающий особую специализацию в соответствии со своими склонностями, а также с учётом потребности на рынке труда.
Производственно-технологическое направление
Это работа, непосредственно связанная с изготовлением индивидуальных для каждого пациента протезов, имплантатов и других ортодонтических конструкций, а также с мониторингом состояния готовых изделий.
Хотя этот вид деятельности не предполагает какого-либо общения с пациентами, но в случае ремонта или доводки протезов дантист общается со своими клиентами напрямую. В большинстве случаев контакта с пациентом не требуется, зато со стоматологом у дантиста должно возникнуть тесное взаимодействие. Кроме чисто профессиональных навыков, связанных с изготовлением порученных ему изделий, протезист должен быть человеком коммуникабельным, способным на контакт.
В больших клиниках, где работа дантиста связана с поточным производством, можно специализироваться на каком-то определённом направлении. Это может быть протезирование по имплантатам, изготовление съёмных или несъёмных протезов, отливка, моделирование каркасов, обработка металлов и т. п. В больших лабораториях, организованных по принципу мануфактур или даже конвейера, могут трудиться от 3 до 10 и более техников, со строгой специализацией по процессам.
Лечебно-профилактическое
При этом выборе, деятельность будет связана с оказанием первой помощи, просветительской работой по гигиене и методам профилактики в стоматологии. Это путь без возможности стать полноценным врачом.
Управленческие курсы
Эту стезю вчерашний студент не выберет – никто просто не доверит ему управление коллективом при отсутствии прочных производственных навыком и элементарного жизненного опыта. В управленческую деятельность идут люди с определённым жизненным и профессиональным багажом, имеющие авторитет в выбранной сфере руководства.
Где учат на зубного техника?
Чтобы официально трудоустроиться в зуботехническую лабораторию на должность зубного техника необходимо среднее медицинское образование.
Например в Петербурге на зубного техника учат в медицинском колледже №3 на специальности «стоматология ортопедическая». Обучение занимает 3 года на дневном отделении и 4 года на вечернем.
Как и в любой профессии, стать хорошим специалистом можно только практикуясь, поэтому если Вы заинтересованы освоить специальность как можно быстрей – устраивайтесь на практику ещё во время учебы.
Многие лаборатории берут на работу трудолюбивых, целеустремленных стажеров, даже если они студенты первого курса.
Удаленное обучение после колледжа
Дистанционное обучение после колледжа подразумевает под собой этап повышения квалификации для практикующих специалистов.
Здесь нет необходимости посещать учебное заведение лично и проходить практикум, так как данные курсы включают в себя только теорию:
- различные изменения в работе медработников на законодательном уровне;
- ознакомление с новыми технологиями, оборудованием и материалами;
- новшества в процессе изготовления челюстно-лицевых аппаратов.
Чаще всего, медицинское заведение отправляет работника на прохождение курсов повышения квалификации, если для этого существуют особые предпосылки (массовое обучение кадров, отсутствие необходимых навыков и опыта у сотрудника, появление нового оборудования и аппаратуры).
От уровня профессионализма сотрудника зависит и его рабочий статус и уровень заработной платы.
Главным достоинством дистанционно обучения в этом случае, является гибкий образовательный график, позволяющий специалисту совмещать работу и прохождение курсов повышения квалификации без какого-либо ущерба и неудобств.
Какие перспективы роста у зубного техника?
В этой профессии практически нет возможностей для карьерного роста, но если Вы проявите организаторские способности, то можете рассчитывать на должность начальника участка.
Рост в профессии зубного техника – это главным образом достижение новых высот в своем ремесле и здесь нет предела для совершенствования умений.
Талантливые и энергичные зубные техники могут разнообразить свою деятельность преподавательской работой, ведя авторские семинары, или стать представителем компаний, производящих оборудование, технологии и материалы для стоматологической отрасли.
Минусы профессии
Имеются здесь и значительные минусы, к которым стоит быть готовым, отправляясь учиться именно на зубного техника. Перечислим самые значительные из них:
- Заметным недостатком будет отсутствие возможности карьерного роста без дополнительного образования. Зубной техник – не врач, его не могут повысить в должности. Он может только сменить место работы на более выгодное, денежное. Амбициозным людям, желающим расти по карьерной лестнице, такая профессия не подойдет.
- Важной является и вредность профессии. Такой специалист будет постоянно контактировать со щелочью, разнообразными кислотами, их испарениями. Кроме того, в зубопротезных лабораториях достаточно шумно, плюс множество вибраций – все это плохо влияет на здоровье человека.
- Это сидячая работа, где сотруднику придется находиться в кресле весь день. Это может повлечь за собой определенные осложнения, например, варикозное расширение вен. Кроме этого, в процессе производства зубной техник работает с мелкими деталями, и может чрезмерно напрягать глаза, отчего впоследствии может ухудшаться зрение.
- Есть риск потерять собственные деньги, особенно в самом начале карьеры, когда у специалиста еще недостаточно опыта. Так может получиться, если зубной техник был невнимателен при изготовлении протеза или коронки и допустил ошибку, которая не позволила его установить или комфортно эксплуатировать. В таком случае, деньги за материалы работник должен вернуть из своего кармана.
- Постоянная занятость – у хорошего зубного техника обычно много заказов и продолжительный рабочий день. В прибыльном месте часто придется задерживаться в лаборатории и дорабатывать начатое. Это может показаться значительным минусом тем, кто не хочет ненормированного графика.
В среде стоматологов есть шутка о том, что это лучшая профессия среди медицинских, так как рук и ног, глаз у человека только по два, а зубов в 16 раз больше. То же самое касается и зубного техника – это перспективная профессия, которая не утратит актуальности и принесет мастеру достаточно высокие прибыли.
Стоматология в цифре
Конечно же, такая отрасль медицины, как стоматология, не могла остаться в стороне от передовых новинок электроники. Поэтому сегодня является нормой ситуация, когда в кабинете дантиста стоят такие приборы, как 3D-сканер, 3D-принтер, CAD и CAM-системы. Существует и активно практикуется технология получения трехмерного изображения человека, включая сканирование лица и внутриротовое сканирование в трехмерном объеме с прослеживанием всех необходимых траекторий.
Такие технологии помогают при детальном планировании лечения. Данные можно дополнить и 3D-рентгеном (дентальной компьютерной томографией). Мы можем не только показать пациенту настоящее шоу, но и грамотно спланировать лечение. И этот план уже ляжет в основу воплощения терапии на практике.
Совершенный наркоз
Сегодня все чаще врачи практикуют такую передовую технологию, как аудио- и видеонаркоз. При этом аудионаркоз уже можно смело считать трендом вчерашнего дня. Сегодня ноу-хау — концепция подхода «Антистресс», направленная на более высокий уровень комфорта пациентов. Такая технология дает дополнительную опцию не просто качественного лечения, но еще и комфортного. Конечно, чтобы обеспечить максимальный комфорт пациенту, можно воспользоваться и методикой лечения во сне. Она рекомендована тем, кому показаны длительные приемы, связанные с имплантацией или удалением зубов, либо при наличии тревожных состояний у человека или фобии стоматологического лечения.
Всем остальным раньше приходилось долго лежать в кресле с открытым ртом и смотреть в потолок. А это, в свою очередь, также усиливало ощущение тревоги и дискомфорта. Сегодня мы все чаще практикуем видеонаркоз. Для этого требуются специальные очки виртуальной реальности. С их помощью пациент не отвлекается на свое лечение, а смотрит, например, любимый фильм. Научным языком это можно назвать переведением концентрации внимания. Просмотр видео отвлекает человека от анализа того, что с ним происходит в данный момент. Несмотря на то, что современная стоматология безболезненна, умственная деятельность в процессе не прекращается и провоцирует фантомные ощущения и повышение чувства тревоги. Это можно сравнить с занесенным над человеком молотком. И в подобном напряжении пациент может находиться несколько часов. Поэтому видеонаркоз — настоящий прорыв в стоматологии. Пациент занят интересным для себя контентом и успокаивается. Мониторинг же анализирует его состояние, замеряет пульс и давление.
Хрустит, пахнет, щелкает. 9 веских причин посетить стоматолога Подробнее
Где может работать стоматолог
Коммерческая стоматология сейчас занимает лидирующие позиции, предоставляя рабочие места. Государство ведёт политику, поддерживающую медицинских работников, обеспечивая достойный уровень оплаты труда, высокую пенсию и возможность приобретения льготного жилья.
Эта профессия всегда будет популярна и актуальна, ведь каждый человек является пациентом зубного врача на протяжении почти всей жизни.
Обучение специальности
Чтобы иметь возможность работать по специальности, необходимо иметь полное среднее образование 11 классов, после которого успешно завершить курс “Стоматология ортопедическая” в колледже или в высших учебных заведениях Москвы и Московской области. Срок обучения, как правило, составляет 2 года 10 месяцев:
- ГБПОУ департамента здравоохранения г. Москвы “Медицинский колледж” №5, расположен в г. Москва, пр-т. Нахимовский, д.4 «А», обучает на дневном стационаре, плата за обучение – 160000 рублей за учебный год, бюджетные места – 35.
- Медицинский колледж Российского университета транспорта (МИИТ), г. Москва, Будайская/2: студенты учатся на дневном стационаре за 118600 рублей в год.
- ЧУПОО “Интерколледж”, расположен в г. Москва, Волгоградский пр-т/138, корп. 3. Плата за обучение: стационар – 110000 рублей, заочное – 90000 рублей.
- Электростальский мед. колледж ФМБА (Московская обл., г. Электросталь, ул. Советская/32): дневной стационар за 120000 рублей за учебный год.
- Московский областной медицинский колледж №1 (г. Москва, Щепкина/61/2, корп. 1) имеет всего 25 коммерческих мест стоимостью 92000 руб. за год, отличается сроком учебы, который составляет 46 месяцев из-за очно-заочной формы обучения.
- Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова (г. Москва, Делегатская/20) предлагает дневное обучение за 250000 рублей или одно из 30 бюджетных мест.
- Первый Московский государственный мед. университет им. И.М.Сеченова расположен в г. Москва, ул. Б. Пироговская/2, стр. 2: дневной стационар за 163000 рублей, 30 бюджетных мест.
Также данную специальность есть возможность получить на дневном стационаре в других российских ВУЗах (бюджетных мест в них нет):
- Первый Санкт-Петербургский ГМУ им. академика И.П. Павлова (г. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 19, корп. 53) по договорной цене;
- Многопрофильный колледж Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41) за 55520 рублей за учебный год;
- Мед. колледж Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского (г. Саратов, 53 Стрелковой дивизии, 6-9) – 68000 рублей;
- Колледж Волгоградского ГМУ (г. Волгоград, ул. Ким, 18) – 60000 рублей;
- Воронежская ГМА им. Н.Н. Бурденко (Воронеж, ул. Студенческая, 10) – 59800 рублей.
Основные этапы обучения.
После поступления в вуз студенту предстоит учиться там 5 лет, из которых первые 2 года – освоение теоретических знаний, а с третьего курса начинается врачебная практика. После защиты диплома выпускник обязан продолжить обучение в интернатуре или ординатуре, по окончании которых выдается сертификат специалиста, дающий право ведения практической деятельности.
После пятилетнего обучение в ВУЗе будущему стоматологу нужно определиться со специализацией для обучения в ординатуре
Решить, какое направление выбрать, вы можете во время учебы в университете, оценив все плюсы и минусы, а также соответствие требованиям, предъявляемые к специальностям.
Работы наших уважаемых читателей.
Под эгидой журнала «Зубной техник» и Клуба Зубных Техников в Москве начала работать учебно-экспериментальная зуботехническая лаборатория, где регулярно будут проводиться как платные, так и бесплатные семинары, мастер-классы, учебно-тренировочные курсы, презентации материалов и оборудования с привлечением авторитетных иностранных и российских зубных техников, представителей различных фирм производителей. В дальнейшем планируется создание отделений ЗТ-Клуба в различных городах России.
Ближайшие практические курсы
…
ПРОШЕДШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В МОСКВЕ, НА ЭЛЕКТРОДНОЙ 10…
Определение цвета воспроизводимого зуба у одного из участников перед началом практической демонстрации. |
Даже в перерывах наши зубные техники не давали мастеру передохнуть |
Выигравших в лотерее определяла «беспристрастная рука» Норберта Пака |
Несколько месяцев , ее немецкий партнер VITA Zahnfabrik и Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет потратили на подготовку к проведению в Москве мастер-класса и практических курсов с участием известного европейского керамиста Матиаса Вецлера. К сожалению, за две недели до начала запланированных мероприятий Матиас Вецлер попал в больницу. Все оказалось под угрозой срыва. Но руководство Учебного Центра VITA сумело очень оперативно найти замену, уговорив прервать отпуск и приехать в Москву выдающегося специалиста в области керамических реставраций Норберта Пака. Норберт Пак родился в городе Виндхук, Намибия. Он получил зуботехническое образование во Франкфурте-на-Майне, после чего несколько лет работал в разных лабораториях этого города, уделяя особое внимание эстетике в керамических реставрациях. Он копил свой опыт в течение многих лет, повышая качество результатов благодаря прямому контакту с пациентами. С 1997 года у Норберта Пака есть своя лаборатория, ориентированная на изготовление исключительно индивидуализированных и очень дорогих керамических реставраций. Уже более 15 лет Норберт Пак проводит практические курсы и читает лекции на различных международных стоматологических мероприятиях от Норвегии до Южной Африки. Основной упор в его докладах делается на повышение качества стоматологических реставраций с помощью системной легко доступной рабочей концепции. Кроме того, на протяжении уже многих лет Норберт Пак публикует собственные статьи во многих немецких и международных специализированных газетах и журналах, является автором многих брошюр. Первое знакомство российских зубных техников с Норбертом Паком состоялось 13 мая 2006 г. в конференц-зале МГМСУ во время семичасового мастер-класса «Техника работы с современными керамическими материалами». В интереснейшем докладе, сопровождавшемся демонстрацией большого числа слайдов, маэстро основное внимание уделил трем параметрам, определяющим эстетику в стоматологии – это форма, цвет и текстура поверхности. Он убедительно продемонстрировал, что только одновременный учет всех этих трех параметров позволяет добиться создания необходимого результата. К сожалению, часто переоценивая влияние цвета, зубные техники мало внимания уделяют форме и текстуре поверхности, хотя каждый из этих трех параметров заключает в себе примерно 1/3 вероятности успеха. Тот, кто в начале достигает результата, выглядящего натурально лишь на 60–70%, которые, однако, равномерно распределены между формой, цветом и текстурой поверхности, впоследствии будет более успешным, чем тот, кто блистает только своей дисциплиной, а в остальном останавливается и реализует себя на среднем уровне.
На практическом курсе в учебном . |
Важно не только понять, но и научиться все делать руками. |
Каждый участник курса получил именной сертификат |
Перед расставанием… |
Норберт Пак показал, как с помощью обычного усреднения можно учитывать оптимальное соотношение параметров. Он рассказал о принципе работы, а потом продемонстрировал свою концепцию на практике. Более 200 человек в течение нескольких часов могли наблюдать на большом экране трансляцию процесса создания керамической реставрации. Перед тем, как непосредственно перейти к облицовке, маэстро рассказал о возможности использования единой схемы работы с каркасами из металла, безметалловых стеклонасыщенных материалов и сверхпрочного диоксида циркония с применением продуктов концепции VITA VM. После этого аудитории было предложено самостоятельно выбрать материал каркаса, на который в дальнейшем будет наноситься керамика. При безусловной актуальности безметалловых технологий большинство участников мастер-класса выбрали (все решалось простым голосованием) металл. В процессе работы мастер продемонстрировал, как можно использовать свойства имеющихся материалов, чтобы общее оптическое восприятие реставрации соответствовало восприятию живого зуба. По окончании мастер-класса провела лотерею, в которой было разыграно более десятка призов. В следующие четыре дня Норберт Пак провел в Учебном два практических двухдневных курса. Техники из разных городов России узнали много новых нюансов, освоили специальные приемы работы с керамическими массами. Участники курса научились контролировать динамику цвета с помощью формы и регулировать оптические свойства масс изменением структуры поверхности. Они на практике убедились в том, что, не используя красители, а применяя лишь массы из профессионального набора, можно добиться наибольшей точности и естественности реставрации. И, конечно же, Норберт Пак поделился некоторыми простыми, но в то же время удивительными и чрезвычайно полезными секретами своего мастерства. Мастер-класс и практические курсы наглядно продемонстрировали, что рабочая концепция Норберта Пака ориентирована на каждодневную эффективность и прибыльность работы в лаборатории и основана на четкой системе, воспроизводимом понятном процессе и надежных материалах. Успех будет обеспечен, если каждый зубной техник сможет использовать свой потенциал по максимуму. Редакция журнала «Зубной техник» от имени всех участников мастер-класса и практических курсов хочет выразить благодарность организаторам: доктору медицинских наук, профессору Лебеденко И. Ю. (МГМСУ), кандидату медицинских наук Максимову Г.В. (МГМСУ), г-ну Имре фон Угрону (VITA Zahnfabrik) и сотрудникам . В следующем году планируется еще один приезд Норберта Пака в Москву. Предварительная запись на практические курсы осуществляется по телефонам редакции журнала; 672-70-92 или по e-mail
В июне – июле 2006 года в нашей учебно-экспериментальной лаборатории прошло несколько практических курсов «VITA VM 13 – революция в керамике. Два метода послойного нанесения». Занятия вел сертифицированный преподаватель фирмы VITA Алексей Шишикин. В теоретической части курса были рассмотрены основные признаки и отличительные особенности концепции VITA VM. Это группа керамических материалов нового поколения: VITA VM 13 – для облицовки металлических каркасов из наиболее распространенных в стоматологической практике сплавов, VITA VM 7, VITA VM 9 – для облицовки каркасов, изготовленных по технологиям IN-CERAM, CEREC, PROCERA, WOL-CERAM, DCS, DGD, KAVO–EVEREST, CERCON и др. В практической части курса зубные техники освоили два метода послойного нанесения керамических масс VITA VM 13, используя заранее подготовленные к облицовке каркасы, учились правильно воссоздавать форму и цвет в металлокерамике. Техника VITA VM BASIC оказалась предельно проста и потребовала нанесения только двух слоев: BASE DENTINE и ENAMEL. Отличный результат в данном случае был достигнут минимальными средствами. Далее курсанты освоили технику VITA VM BUILD UP, которую рекомендуется применять при повышенных требованиях к глубине и выразительности цвета. На личном опыте они убедились, что путем свободных комбинаций слоев BASE DENTINE, DENTINE и ENAMEL всегда можно добиться максимального приближения к природе, реставрация будет практически неотличима от естественных зубов. В то время, когда курсанты заканчивали трудиться над своими работами, Алексей Шишикин, используя технику VITA VM BASIC, быстро облицевал керамикой VITA VM 9 безметалловый каркас из диоксида циркония. Тем самым он наглядно продемонстрировал, что принцип работы со всеми облицовочными материалами VITA VM остается неизменным. Если техник один раз усвоил метод нанесения и обжига слоев одного из материалов группы VITA VM, то он смело может браться за все остальные. Время на обучение сокращено до минимума. Смотрите наш фото-репортаж здесь.
В мае в нашей лаборатории состоялись два практических курса известного немецкого зубного техника-керамиста Матиаса Вецлера. Предлагаем Вам небольшой фоторепортаж и отзывы участников. Бабаев Арамис, зубной техник, преподаватель кафедры ортопедической стоматологии и имлантологии ИПК ФУ Медбиоэкстрем:
Меня больше всего поразил необыкновенный рационализм в работе, позволяющий добиваться прекрасной эстетики. Техника нанесения настолько проста и понятна, что я смог бы ею пользоваться, когда только начинал работать с керамикой. Особенно интересна техника промежуточного этапа окрашивания. Вецлер абсолютно нестандартно применяет краски VITA Akzent. Любая керамика дает усадку, и планируемый эффект при обжиге может сместиться или видоизмениться. При промежуточном окрашивании добиться прогнозируемого результата предельно легко, а так как VITA Akzent не имеет КТР, технику эту можно использовать при работе с керамикой на любых каркасах – от оксида алюминия до универсальных кобальтхромовых и золотосодержащих сплавов.
Кашников Сергей, Клиника «Садко», г. Нижний Новгород
Я узнал очень много нового. Например, чего можно добиться элементарной выборочной полировкой перед глазурью, в результате которой оптическое восприятие отражения, преломления и проводимости падающего света создает иллюзию живого зуба. Реставрация действительно получается «невидимой».
Васильев Сергей, Клиника-студия «Максимед», г. Санкт-Петербург
Интересно было все. Поразила логичность философии Вецлера. Выдающихся эстетических результатов он добивается, используя минимум материалов и инструментов. Никаких «наворотов и прибомбахов». Например, для смешивания масс мастер пользуется обыкновенной кафельной плиткой из ближайшего хозяйственного магазина.
Костанян Ашот, Клиника «Нюанс дентал студия», г. Москва
За тридцать лет в стоматологии я побывал на многих курсах и повидал немало немцев, американцев и «прочих шведов». К сожалению, очень часто заявленный практический курс превращался в какое-то шоу с отсутствием реального практического смысла, с красивым уходом от прямых и конкретных вопросов. Про Матиаса же можно точно сказать, что он действительно великий мастер, настоящий практик, нормальный трудяга и хороший парень.
Смотрите наш фото-репортаж здесь.
В феврале этого года в нашей учебно-экспериментальной лаборатории под руководством Ветчинкина А.В. прошел практический пятидневный семинар «Эстетические основы формообразования зубов». Данная методика опирается на базовые законы бионики – науки, занимающейся изучением основных закономерностей и принципов построения форм живых и неживых объектов в природе. В течение первого дня в теоретической части курса были рассмотрены следующие вопросы:
1. Морфология и архитектоника зубов верхнего и нижнего зубного ряда на основе законов бионического построения. 2. Основные окклюзионные пути верхнего и нижнего зубного ряда (клыковой и резцовый пути ведения протеза). 3. Архитектоника и морфология верхних и нижних зубов в функциональной нагрузке. 4. Основные и дополнительные анатомические ориентиры: а) верхних, центральных резцов; б) верхних латеральных резцов; в) нижних резцов; г) клыков; д) верхних премоляров; е) нижних премоляров; ж) нижних моляров; з) верхних моляров. Следующие четыре дня курсанты занимались закреплением полученных теоретических знаний на практике – лепкой моделей зубов в увеличенном масштабе и работой на фантомах в натуральную величину с воссозданием анатомической формы зубов в зубном ряду. Это позволило детально проанализировать пластическую анатомию (морфологию) каждого из зубов верхней и нижней челюстей. В результате обучения курсанты получили знание алгоритма анатомически правильного и быстрого построения любого зуба, как верхней, так и нижней челюстей, что даст им на практике очень широкие возможности в плане эстетических изменений внешности пациента.
В конце прошедшего года в учебно-экспериментальной лаборатории, созданной под эгидой журнала «Зубной техник» и Клуба Зубных Техников прошел учебно-тренировочный курс по теме: «Техника бюгельного протезирования, технология BEGO». В этот раз участниками курса стали не только наши сограждане, но и техники из братской республики Казахстан. Данный 3-х дневный курс является вводным в комбинационную технику. Во время занятий курсанты изучали вопросы планирования и дизайна, принципы паралеллометрии, осваивали технику измерения поднутрений, учились правильно выбирать тип кламмера, исходя из конкретной клинической ситуации. Особое внимание было уделено подготовке мастер-модели и дублированию, созданию дубликат-модели. Техники научились управлять расширением паковочных масс через различные концентрации жидкости для смешивания. Много очень важных мелочей курсанты уяснили для себя во время моделирования каркаса, постановки литников и паковки, познакомились с процессами предварительного нагрева и литья. А когда, после контролируемой доводки каркаса, полировки и его конечной обработки, посадка протеза без припасовки произошла за считанные секунды, некоторые курсанты были удивлены и обрадованы, что смогли сделать все это своими руками.
В начале осени у нас прошла конференция французского доктора Гюга Бори «Окклюзодонтия и полный съемный протез». Гюг Бори открыл свою лабораторию в 1977 г. Его увлечение анатомией позволило ему выработать собственную концепцию полного съемного протезирования, основой для которой послужило учение профессора Гербера. Месье Бори занимается съемным протезированием и лечением заболеваний суставов уже 17 лет. В 1985 г. он закончил серию курсов у профессора Намани по кинезиологии (учение о мышцах в динамике) и по остеологии. Гюг Бори является специалистом в ортопедической стоматологии, особенно по вопросам лечения заболеваний суставов и челюстно-лицевому протезированию, дипломированным специалистом парижского университета Саль-Петриер (Paris VI) по челюстно-лицевому протезированию и Монреальского университета по ортопедии. Им написано и опубликовано 15 научных статей. Месье Бори лично был знаком с профессором Гербером, работал совместно с Максом Броссаром. Он регулярно организовывает и проводит практические курсы во Франции и конференции за ее пределами. Его приглашали для проведения конференций различные стоматологические организации Финляндии, Голландии, Швейцарии, Канады, Венгрии и Бельгии. Он также является преподавателем в парижской профессиональной палате. Месье Бори написана интерактивная книга по анатомии и полному съемному протезированию. Гюгу Бори помогал зубной техник, Тьерри Сюппли, специалист по полному съемному протезированию, бывший ассистент профессоров Ле Жуае – разработчика учебных пособий для французских стоматологов и Роже Гуми из университета Paris V. Тьерри Сюппли преподавал в течение 3х лет на стоматологическом факультете университета Paris V и вел практические курсы. Сейчас он принимает экзамены и проверяет практические работы на факультете и в парижской профессиональной палате.
На конференции были рассмотрены следующие вопросы: 1. Анализ ротовой полости до установки протеза; анализ дестабилизирующих воздействий; 2. Анализ воздействия жевательной мышцы и крыло-челюстной связки на задние волокна щечной мышцы; 3. Снятие первичных оттисков с использованием двойной нереверсивной гидроколлоидной смеси; 4. Изготовление миофункциональной оттискной ложки, учитывая результаты вышеприведенных анализов; 5. Фонетическое регулирование индивидуальной оттискной ложки с учетом звукообразования, зон мышечного воздействия и различных движений языка при жевании и глотании по правилам Бори; 6. Реализация макета вертикальных измерений; 7. Высчитывание вертикального измерения в состоянии покоя, смыкании, глотании, звукообразовании, носовом и ротовом дыхании и кинезиологии; 8. Высчитывание и регистрация движений головки мыщелкового отростка при помощи сагиттальной пантографии (данных полученных с помощью лицевой дуги); 9. Регистрация при помощи центрального регулирующего стержня дуги Гизи и диаграммы Поссельта в горизонтальной плоскости, анализ двух линий; 10. Закрепление в центральном положении; 11. Изучение по фотографии эстетики лица; 12. Перенос в артикулятор с использованием полученных данных; 13. Монтаж по технике Бори; 14. Полихромная обработка и окрашивание воска; 15. Примерка, контроль; 16. Полихромная обработка и окрашивание пластмассы; 17. Окклюзодонтия и подгонка: избирательное шлифование, его законы и правила; 18. Установка протеза, контроль, советы.
В подтверждение правильности своей теории и огромного практического опыта Гюг Бори продемонстрировал участникам конференции пациента, которому утром был наложен полный съемный протез, изготовленный в предыдущие 24 часа. (На фотографиях изображены некоторые лабораторные этапы изготовления протезов и их наложение в полости рта пациента во время конференции.) На конференции была достигнута договоренность, о том, что доктор Бари подготовит статью по теме полного съемного протезирования, которая будет опубликована в журнале «Современная ортопедическая стоматология», выход которого планируется в апреле 2005 года.
В конце июля состоялась конференция «Изготовление безметалловых и титановых каркасов зубных протезов методом фрезерования с использованием компьютерных технологий». Были представлены следующие технологии: CEREC inLab, фирма SIRONA, Германия; DCS PRECIDENT, фирма D.C.S. AG Швейцария; EVEREST, фирма KAVO, Германия; PROCERA ALL CERAM, фирма NOBEL BIOCARE, Швеция; WOL-CERAM, фирма WOLZ-DENTALTECHNIK, Германия. Повышенный интерес к мероприятию был вызван тем, что перед нами выступали не представители организаций, производящих и продающих перечисленные технологии и соответствующее оборудование. Среди выступавших были исключительно наши соотечественники, коллеги, имеющие реальный практический опыт эксплуатации этих технологий и оборудования. CAD/CAM (и близкие к ним) системы, о которых шла речь на конференции, сегодня с разной степенью успеха применяются в России, наработан обширный и интересный лабораторный и клинический опыт. Первым слово было предоставлено человеку, которого смело можно назвать «пионером» CAD/CAM в России, врачу-стоматологу Александру Лобачу. Он рассказал о двадцати пятилетней истории технологии CEREC и ее современном варианте для зуботехнических лабораторий, предназначенном в основном для изготовления каркасов мостовидных протезов высокой точности CEREC inLab. Врач-стоматолог Елена Ершова представила технологию WOL-CERAM и достижения лаборатории «8 микрон». С докладом о возможностях системы KAVO EVEREST выступил врач-стоматолог ИПК ФУ «Медбиоэкстрем», кандидат медицинских наук Александр Поздеев. Аппарат DCS PRECIDENT (Клиника лазерной медицины доктора Колесниченко) был представлен техническим консультантом Татьяной Ребрун. О системе PROCERA ALL CERAM рассказала Ольга Рогачева-специалист Чикагского центра современной стоматологии. С обзорным докладом о материалах, применяемых для изготовления различных безметалловых ортопедических конструкций, выступила технический консультант фирмы VITA по вопросам титановых и безметалловых технологий, зубной техник Ютта Тес-Хайдфельд. После окончания конференции желающие смогли ознакомиться в лаборатории «Риком» с результатом использования современных керамических масс VITADUR ALPHA, VITA VM7 и VITA VM9 при облицовке каркасов коронок и мостов, изготовленных по представленным на конференции технологиям.
В июле в учебно-экспериментальной лаборатории клуба «Зубных техников» прошел пятидневный практический курс «Изготовление металлокерамических протезов с использованием каркасов коронок и мостов, изготовленных из титана». В этот раз у нас собрались не только зубные техники России из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Самары, но и два представителя одной из лучших зуботехнических лабораторий г. Кишинева. Курс вела технический консультант фирмы VITA по вопросам титановых и безметалловых технологий, зубной техник Ютта Тес-Хайдфельд. Перед участниками была поставлена следующая цель – убедиться на собственном практическом опыте в полном отсутствии каких-либо проблем в работе с титанокерамикой при условии соблюдения всех технологических требований. В теоретической части курса были рассмотрены основные предпосылки для использования титана в стоматологии, аспекты материаловедения и история усовершенствования технологии литья титана под вакуумом и с использованием инертного газа аргона. Была объяснена необходимость учета особенностей моделирования каркасов коронок и мостов в уменьшенной анатомической форме зуба, но с необходимым запасом для возможности снятия слоя a-case. Практическая часть началась с обработки каркасов (одиночная коронка на 11 зуб, мостовидный протез с опорой на 21 и 23). Курсанты уяснили несколько «важных мелочей»: необходимость использования только специального инструмента, регулярной чистки его струей пара или сжатого воздуха, обработки каркаса исключительно в одном направлении, непревышения максимально допустимых оборотов микромотора; приобрели мануальные навыки обработки. Во время пескоструйной обработки слушатели узнали об оптимальном сочетании давления в пескоструйном аппарате, размера корунда и угла обработки. Ютта Тес продемонстрировала, как при помощи простого в использовании пастообразного VITA BONDER достигается великолепная прочность соединительного слоя между керамикой и металлическим каркасом. Далее участники курса выяснили, что остальные манипуляции — послойное нанесение и обжиги керамики, мало чем отличаются от техники облицовки обычных Ni-Cr и Co-Cr каркасов. Использование же VITA TITANKERAMIK за счет ее отличной транслюцентности и флуоресцентности, а также полного соответствия цветовой шкале, позволило получить отличные эстетические результаты. Алексей Шишикин
В конце апреля, в учебно-экспериментальной лаборатории клуба «Зубных техников» прошли практические занятия по теме: «Основные принципы технологии изготовления зубных протезов методом литья по выплавляемым моделям». Занятия проводил технический консультант (Германия) Оливер Хагедорн. Были рассмотрены общие правила моделирования каркасов, установки литников, расположения литников на коронках и мостах. Особое внимание преподаватель уделил вопросам смешивания паковочной массы, возможности точно регулировать расширение за счет концентрации жидкости и соотношения: жидкость – порошок. Литье осуществлялось на литейных машинах «Форнакс Т» BEGO (Германия) и УЛЦЗ-01 «Импульс» (Россия), использовались универсальные паковочные массы Гилвест HS (коронки и мосты) и Гилвест MG-Speed (бюгельные протезы), никель-хромовые и кобальт-хромовые сплавы Гиаллой CB/N и Гиаллой РА. Участники занятий научились четко воспроизводить при отливке все детали конструкции с использованием техники быстрого литья и по методу «через ночь», убедились, что выбор способа паковки «с металлическими кольцами или без них» и метода нагрева при правильном выборе концентрации жидкости не влияют на точность посадки. Преподаватель наглядно продемонстрировал, как мелкая дисперсность паковочных масс позволяет добиваться идеальной гладкости и чистоты поверхности отлитого изделия. Во время и после распаковки и очистки стало очевидным, что использование современных паковочных материалов позволяет значительно сократить время окончательной обработки отлитых изделий, уменьшить расход материалов для пескоструйной обработки и абразивных инструментов.
В феврале, в нашей лаборатории, замечательный преподаватель Аниелла Берберг провела курс для техников, имеющих значительный опыт работы с металлокерамикой по теме курса «Эстетические возможности керамиеи «ВИТА ОМЕГА 900». В течении данного курса основное время было уделено совершенствованию индивидуальной техники послойного нанесения с помощью масс из наборов «Профессионал», «Интерно», «Акцент». Особое значение придавалось оформлению поверхности зуба и функциональности.
Участник конкурса, один из лучших зубных техников г. Ульяновска Вадим Гришин | Аниелла Берберг (в центре) и участники курса |
Алексей Чурсин
Чем конкретно занимаются представители профессии?
— моделирование (сначала из воска, а затем из металла или металлокерамики);
— изготовление модели зуба;
— создание как съемных, так и несъемных, а также бюгельных протезов, имплантов;
— изготовление ортодантических и челюстно-лицевых аппаратов;
— отделка и ремонт зубных протезов.
Достоинства профессии
При выборе будущей специальности, молодые люди хотят знать обо всех достоинствах, которые она имеет. У профессии зубной техник достоинств много, вот основные:
- Востребованность. Профессия зубного техника является востребованной. Эстетическое восстановление зубов совершенствуется, создаются новые технологии. Все больше пациентов идут к стоматологу не только потому, что запущенный кариес не дает нормально жить. Люди стали тщательнее следить за здоровьем и внешностью. Белоснежная улыбка стала обязательным атрибутом успешного человека.
- Спрос на дорогостоящие стоматологические конструкции. Популярность виниров, брекетов и керамических коронок стремительно растет. А это значит, что зубные техники всегда будут обеспечены прибыльной работой.
- Высокий доход. К главным достоинствам профессии относится высокий доход. Конечно, не стоит рассчитывать на большую зарплату сразу, после окончания колледжа. Возможно, сначала, придется поработать в государственной поликлинике на минимальном окладе. За это время набраться опыта, узнать все тонкости работы и секреты коллег. После этого, уже опытным специалистом, искать более выгодное место. В крупные частные клиники стараются брать людей с опытом. В такой структуре уже можно рассчитывать не на оклад, а на процент от прибыли. Зубной техник может получать от 20% всей стоимости услуги протезирования. Если клиника успешная и пациентов много, то доход техника может составить более 150 000 рублей в месяц. То есть уровень благосостояния работника будет полностью зависеть от его профессионализма и желания работать.
- Длительный отпуск. К достоинствам относится длительный отпуск в 45 дней, который положен за вредность профессии. Но рассчитывать на полтора месяца оплачиваемого ничегонеделанья может только работник государственного учреждения. В частной клинике отпуск предложат разбить на несколько частей, — ведь длительное отсутствие квалифицированного работника может повлиять на доход компании.
- Удовлетворение амбиций. Для людей амбициозных, неоспорим преимуществом будет являться тот факт, что добившись определенного уровня, они могут повысить квалификацию и получить профессию стоматолога-ортодонта.
- Возможность реализовать свой творческий потенциал. Для творческих людей одним из достоинств профессии является возможность проявить свои художественные таланты. Для этих людей важно, что созданные их руками изделия способны сделать других счастливее. Особенное чувство удовлетворения они испытывают, когда пациенты специально заглядывают в лабораторию для того, чтобы поблагодарить за качественно выполненное изделие.
Предлагаем ознакомиться: Зубная паста из Тайланда: особенности, виды, порядок применения, мифы
Карьерный рост
Как такового, карьерного роста эта специальность не предусматривает. Венцом карьеры техника можно считать открытие личной зуботехнической лаборатории. Но для этого нужно пройти обучение и получить достаточный опыт работы.
Отточив своё мастерство по изготовлению разного рода протезов и получив хорошую репутацию среди врачей-стоматологов, можно рассчитывать на обилие заказов и приглашение сотрудничать от многих лечебных учреждений.
Овладение передовыми на данный момент технологиями даст возможность в короткие сроки изготавливать протезы высокого качества. Это также поможет сэкономить расходные материалы, так как позволит уменьшить влияние человеческого фактора на процесс изготовления протезов. Например, применение 3D-принтеров существенно упрощает работу и уменьшает количество операций: технику останется только выполнить шлифовку и окончательную полировку напечатанного изделия, глубина обработки будет незначительна.
Мотивационная составляющая
Конечно же, не секрет, что в кресло стоматолога редко кто идет добровольно. С профилактической целью — тем более. Однако теперь есть методики, благодаря которым пациенты сами будут готовы посещать специалиста как можно чаще. И касаются они мотивационной составляющей. Так, например, сегодня мы часто используем цифровой дизайн, который помогает смоделировать будущую улыбку пациента. Эту манипуляцию стоит проводить на первых этапах лечения, когда еще только идет планирование процедур.
Раньше доктора показывали пациентам примеры своих удачных работ, чтобы те могли удостовериться, что перед ними профессионал. Кроме того, такой вариант имел еще и просветительский нюанс: на наглядных примерах можно было объяснить, что придется делать во время терапии. Теперь же все стало более прицельным, детальным и индивидуализированным. Конечно же, человеку интереснее посмотреть на то, что будет у него во рту, чем надеяться на повторение чьего-то результата. Особенно востребована мотивационная программа в тех ситуациях, когда речь идет об исправлении прикуса или установке виниров, т. е. работе с передними зубами. Это по факту некая примерка по фото.
Сколько лет учиться на стоматолога
Срок обучения составляет 5 лет для получения теоретических знаний, после второго или третьего курса студентов ждёт первая практика и год полноценного закрепления в интернатуре будущей профессии.
Абитуриенты после получения базовых знаний расходятся каждый в своём направлении.
Трудно ли учиться? — спрашивают абитуриенты. Как и везде, все зависит от заинтересованности, способностей и желания.
Сколько лет обучаться?
Приступить к самостоятельной работе будущий стоматолог может после обучения в ВУЗе и прохождения ординатуры, то есть через 7 – 8 лет
После 11-го класса срок обучения в вузе составляет 5 лет. Но такой диплом не позволяет сразу приступить к работе. Необходимо прохождение интернатуры или ординатуры (в зависимости от специализации – 1-3 года). Таким образом общий срок обучения специалиста составляет 7-8 лет.
Что делает стоматологический техник?
Данный медицинский специалист является главным помощником стоматолога. Работа, которую выполняет техник – невероятно точная, практически ювелирная. Качество выполненных искусственных коронок, зубов, челюсти должно быть максимально точным. От того, насколько точно будет повторена анатомия зуба человека, зависит не только внешний вид, но и выполнение жевательной функции.
Сотрудник стоматологии должен обладать такими качествами, как наблюдательность, усидчивость, скрупулезность. Важно уметь выполнять длительную, монотонную работу, сохраняя внимание.
Данная медицинская специализация требует наличия знаний из области физики и химии, компьютерных технологий, сварочного дела. Не подойдут на эту должность люди, имеющие заболевания суставов, плохое зрение, страдающие тремором рук, заболеваниями кожных покровов.
Необходимые личные качества
Работа зубного техника заключается в изготовлении протезов разного назначения в единичном экземпляре. Каждое изделие по-своему уникально, так как у каждого человека уникальные строение черепа и прикус зубов. Работать по шаблону не получится.
Для успешной работы техник должен иметь творческий подход к делу, прилежание, терпение, усидчивость и стремление к совершенствованию своих навыков.
Творческий подход не ограничивается умением и желанием работать с различными материалами. Необходимо четко видеть формы и уметь воплощать их в жизнь. Поэтому в качестве вступительного испытания в ВУЗ или колледж чаще всего предлагается рисунок.
Нужно учитывать, что диагностика заболеваний, способы лечения, виды и процессы изготовления протезов с развитием науки постоянно претерпевают изменения, и быть готовым осваивать новые методы работы.
Что должен знать и уметь стоматолог – личные качества и навыки
В первую очередь иметь огромное желание помогать людям. Нет человека, которого ни разу не коснулась проблема с зубами.
Врач должен найти подход к каждому, донести необходимость проводимых процедур и настроить на положительный исход. Успокоить и поддержать.
Профессия связана с умением работать с большим объемом информации на начальном этапе, в дальнейшем важно уметь успешно совмещать знания с практикой. На этом основана постановка диагноза – решающая роль в лечение зубов.
Большой ежедневный труд ждёт будущего специалиста. Профессия подразумевает постоянные совершенствования и обучение, ведь современная стоматология не стоит на месте, с каждым годом появляются новые виды лечения.
VR-хирургия
Развлекательная индустрия уже несколько лет вовсю внедряет VR в свои продукты. Сегодня же эта технология выходит на новый уровень и постепенно проникает в другие сферы. Так, виртуальная реальность стала частью образовательной подготовки будущих врачей.
Университет Кейс Вестерн Резерв совместно с Microsoft и HoloLens разработал курс по анатомии для медицинских университетов: он позволяет детально изучать особенности человеческого организма на трёхмерных изображениях.
Стоматологическая школа Университета Пенсильвании использует VR для симуляции операций и других процедур. Такая тренировка готовит будущих стоматологов к первой реальной практике. Кроме того, её могут использовать уже опытные специалисты для предварительной отработки сложных операций.
Что на деле
У технологии виртуальной реальности большие перспективы как в стоматологии, так и в медицине в целом. В первую очередь я имею в виду многократное увеличение, которое даёт хирургу неограниченные возможности. Когда у тебя маленькое операционное поле, да ещё в труднодоступном месте, приходится подстраиваться и работать в неудобном положении, а это колоссальная нагрузка на спину и шею. Также глаза подвергаются постоянной переаккомодации (Перестройке фокусировки зрения с ближних объектов на дальние и наоборот. — Прим. ред.).
С VR все эти неудобства уходят в прошлое. Я, например, уже оперирую пациентов в VR. Оборудование пришлось собрать самостоятельно: оно представляет собой небольшой микроскоп с двумя камерами, который располагается над полостью рта пациента, и VR-очки, на которые транслируется объёмное и увеличенное изображение. Мой микроскоп даёт 16-кратное увеличение, но можно получить ещё больше. Сегодня это не проблема.
Кроме того, VR сыграет значимую роль в развитии робототехники: роботу обязательно нужно стереоскопическое зрение, чтобы быстро и без помощи человека реагировать на происходящее во время операции.
Какими качествами должен обладать специалист в данной сфере?
— высокоразвитая моторика пальцев и кистей рук;
— высокий уровень развития зрительно-моторной координации;
— наличие хорошего глазомера;
— способность четко различать цвета и их мельчайшие оттенки;
— присутствие эстетического вкуса;
— наличие наглядно-образного мышления и пространственного воображения;
— точность и аккуратность;
— склонность к ручному труду;
— усидчивость.
Зубному технику необходимы хорошо развитая мелкая моторика рук, аккуратность, склонность к ручному труду, наблюдательность, высокая концентрация внимания, хорошая оперативная память, физическая и психическая выносливость. А также чуткость, сопереживание, внимательность к людям, умение ладить с больными.
Заработная плата
Так сколько же будет получать дипломированный специалист, устроившись на вакансию зубного техника?
Стоит отметить, что данная область отличается обилием конкурентов, потому что является актуальной в последние дни. Устроится на работу по специальности достаточно просто из-за обилия частных стоматологических клиник.
При удачном устройстве нужно быть готовым к тому, что придется больше работать морально, чем физически. Зубной техник должен делать собственные изделия идеальными и близкими к эталону. Придется работать с большим потоком разных людей, которые не всегда будут довольны работой специалиста.
Зарплата во многом зависит от опыта специалиста, его квалификации, количества клиентов и положительных отзывах и, естественно, работоспособности.
Система начисления зарплаты состоит из фиксированного оклада и премиальной части, которая напрямую зависит от количества качественно выполненных заказов.
Также заработок зависит от того, каким конкретно видом протезирования зубов занимается специалист: съемным, частично-съемным или несъемным. Последние имеют цену на порядок выше остальных, т.к. делаются из более дорогостоящих материалов и требуют усиленного и кропотливого труда. Поэтому и бонус за изготовление этого вида протезирования будет выше, нежели от съемного протеза.
При возможности можно освоить специальность «стоматолог-ортодонт» и вести пациента самостоятельно, начиная от осмотра, снятия слепка и заканчивая изготовлением и установкой протезной конструкции.
Таким образом, можно избежать конфликтных ситуаций между врачом, который работает с пациентом, и техником, который изготавливает протез, потому что заниматься этими делами теперь будет один человек.
Если имеются навыки в предпринимательской области и обычное желание, то открытие собственного дела – отличная возможность для увеличения собственного заработка.
В городах и регионах России
- По статистическим данным, в Москве зубной техник, который за плечами имеет большой опыт работы, прекрасную репутацию и постоянную клиентуру, получает около 200-250 тысяч рублей в месяц. Начинающие специалисты могут рассчитывать на 60-70 тысяч рублей. Средняя зарплата составляет 80 тысяч рублей в месяц.
- В Санкт-Петербурге начинающий зубной техник получает в среднем 50 тысяч рублей. В среднем заработная плата составляет 72 тысячи рублей.
- В других регионах страны средняя зарплата варьирует от 35 до 60 тысяч рублей. В северо-восточной части страны (Владивосток, Якутск и т.д.) зубной техник получает на порядок выше, нежели его коллега в центральной части (Нижний Новгород, Самара, Пермь) или юго-западной (Новороссийск, Пенза, Челябинск).
В западных странах
За рубежом специалисты в области стоматологии получают довольно-таки неплохое жалование.
- В США профессия зубного техника является самой перспективной и высокооплачиваемой, потому что американцы ответственно следят за своим здоровьем и готовы заплатить хорошие деньги за красивую улыбку. Начинающий специалист в Америке получает от 73 тысяч долларов в год. Средняя зарплата составляет 120 тысяч долларов за год.
- В стабильной Франции начинающий специалист уже после первого месяца работы сможет положить себе в карман около 2.5-3 тысяч евро. Набравшись опыта через определенное время, средняя зарплата будет составлять 5-6 тысяч евро в месяц.
- В Германии зубной техник, только что выпустившийся из стен учебного заведения, может рассчитывать на 1.5-2 тысячи евро в месяц. При успешном процессе работы специалист сможет поднять свой уровень заработка в среднем до 2.5-3 тысяч евро в месяц.