Задержка развития речи у ребенка — опасное отклонение, которое при несвоевременной помощи может привести к появлению психических расстройств, отсутствию навыков самообслуживания, плохой обучаемости и т.д. Патология характеризуется запоздалым или недостаточным освоением родного языка. Поставить диагноз могут в 2-3 года, однако первые признаки появляются раньше.
Краткое описание
ЗРР – это отставание речевого онтогенеза от нормы. Такие дети могут говорить, но их речь значительно отличается от речи сверстников. Логопед ставит этот диагноз в том случае, если у малыша не сформирован нужный объем слов. ЗРР может повлиять на развитие высших психических функций, что приведет к отставанию в общем развитии.
Выделяют три периода, когда детская речь развивается активнее:
- до 2-х лет – на этом этапе могут возникнуть предпосылки для появления ЗРР;
- до 3-х лет – в этот период логопед может диагностировать отставание в овладении речевыми средствами;
- до 7 лет – если не была начата и проведена коррекционная работа по устранению дефекта, появляются более серьезные речевые нарушения, например, дизартрия.
Согласно последним исследованиям, количество малышей, имеющих ЗРР, стало больше. Чтобы точно определить причину ЗРР необходимо провести комплексное обследование.
Задержка развития речи у малышей до пяти лет
После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи. Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.
Причины появления ЗРР
Этиология данного нарушения различна. Поэтому проводят диагностику с участием разных специалистов, чтобы точнее определиться с причинами появления этой патологии. И уже исходя из результатов будет строиться коррекционная работа. Причины могут быть биологического характера и социально-психологические.
Биологические
Это факторы, которые оказали неблагоприятное влияние на развитие малыша во внутриутробный период, во время родов и в первые годы жизни:
- Минимальная мозговая дисфункция.
- Гипоксия плода.
- Родовые травмы.
- Асфиксия.
- Недоношенные дети или с небольшим весом.
- Тугоухость.
- Слабость или недоразвитие мышц и органов артикуляционного аппарата.
- Повышенное внутричерепное давление.
- Тяжелые заболевания матери во время беременности или в первые годы жизни малыша.
Во внутриутробном периоде происходит формирование всех важных для жизни человека систем, и негативные факторы могут привести к появлению патологий, в том числе и речевых. А в период с двух до трех лет речевые центры головного мозга развиваются наиболее активно, поэтому любое неблагоприятное воздействие на них может привести к отставанию в речевом развитии.
Между специалистами ведутся споры о том, влияет ли наследственность на появление речевых нарушений. Некоторые полагают, что если у одного из родителей, или у обоих, были трудности в овладении речью, то у малыша могут быть такие же сложности. Скорее всего, это связано с особенностью формирования и работы речевых центров, одной из причин которых может быть генетическая предрасположенность.
Социально-психологические
Одна из главных причин ЗРР в этой группе – это недостаток общения со взрослыми. Родители и близкие люди часто понимают малыша без слов или если он невнятно говорит. Поэтому у ребенка отсутствует мотивация к использованию речи для коммуникации.
Негативно сказаться может и недостаточная эмоциональная составляющая в отношениях родителей и малыша. Недостаток внимания или гиперопека – это также влияет не только на речевое, но и на психическое развитие.
Причиной появления дефекта может быть билингвизм – это явление, когда в семье общаются на двух языках. В этом случае малыш еще не в состоянии определить какой язык нужно осваивать в первую очередь и не может запомнить сразу несколько фонетических систем разных языков.
Нормы развития речи у ребенка
Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача. И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим. Главная задача родителей — вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности.
Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения. С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.
Симптоматика
По каким признакам можно определить, что ваш малыш отстает в речевом развитии? Первые симптомы могут появиться еще в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша. Предвестниками ЗРР в младенческом возрасте могут быть:
- маловыразительный крик или его отсутствие;
- поздний период гуления, недостаточная интонированность звуков;
- позднее появление лепета или его отсутствие, малыш не может долго произносить одинаковые звуки;
- лепет не является самостоятельным видом вербальной деятельности, то есть малыш не использует его для общения с окружающими;
- длительный период использования «лепетных» слов;
- отсутствие подражательных действий за взрослыми.
Главный симптом ЗРР – позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза – к 3. Но говорят они нечетко, окружающие с трудом понимают их. В три года ребенок не может строить предложения и использовать их для общения с окружающими. Для осуществления коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами.
Кроме речевой симптоматики, у детей с ЗРР может быть и неврологическая:
- гиперактивность или, наоборот, ребенок слишком медлительный;
- малыш с трудом адаптируется к новым условиям;
- не идет на контакт с окружающими;
- предметная избирательность в игре и избирательность в общении;
- отставание в моторной сфере;
- неустойчивое внимание.
При проявлениях описанной симптоматики нужно провести комплексную диагностику, которая поможет установить точную причину появления дефекта. А потом подобрать эффективные пути коррекции.
Признаки проблемы
Как узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения? Ученые и специалисты выделяют 10 основных признаков:
- Отсутствие «реакции оживления» на взрослого до 4 месяцев.
- Отсутствие лепета до 9 месяцев.
- Проблемы с жеванием и глотанием до полутора лет.
- Отсутствие простых слов и непонимание элементарных команд до полутора лет.
- Словарный запас не расширяется к двум годам.
- Неумение составить простые предложения из двух слов к 2,5 годам.
- Неразборчивая, торопливая или чересчур медленная речь к трем годам.
- Неумение составить собственных предложений в 3 года или использование зеркальных фраз взрослого.
- Непонимание простых объяснений взрослого после трех лет.
- Постоянно открытый рот и обильное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов.
Особенности диагностики
В случае ЗРР обследование проводит не только логопед, потому что часто данная патология сопровождается задержкой психического развития. Вначале вы идете на прием к педиатру, который посмотрит на общее состояние малыша и направит к нужным специалистам.
Затем проводят неврологическое обследование. Это поможет определить состояние речевых центров и наличие или отсутствие минимальной мозговой дисфункции. Отоларинголог проверит состояние слуха, чтобы исключить глухоту и тугоухость.
Обследованием речи занимается логопед. Он изучает анамнез, смотрит результаты проверки других специалистов. Логопед исследует состояние артикуляционного аппарата. Обращает внимание, есть ли у малыша потребность в общении, как он коммуницирует с другими людьми. Если диагностика проводится в возрасте до года, логопед смотрит на речевое поведение малыша как в естественной обстановке, так и в искусственно организованной; особое внимание обращает на состояние его вербального развития.
Если обследование проводится после года, логопед фиксирует появление первых слов и фразовой речи; оценивает звукопроизносительную сторону. Проверяет словарный запас: соответствует ли он норме, понимает ли малыш обращенную к нему речь. Для оценки психологического и речевого развития логопеды используют специальные методики: Денверский тест психомоторного развития и другие методики для проверки состояния в раннем возрасте.
Развитие речи детей 3-4 лет: норма и задержка
До трехлетнего возраста диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) встречается очень редко, в большинстве случаев при сопутствующих различных заболеваниях. Если же возникли поводы для беспокойства, то своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему. Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы. Не распознает и не может назвать простые предметы. При наличии этих симптомов ребенку необходима помощь. Вполне вероятно, что эти проблемы могут исчезнуть после простых упражнений с родителями. Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту.
Коррекционная работа
Особенности коррекционной работы зависят от причины появления нарушения. Если оно было вызвано социальными факторами – создают благоприятную для ребенка среду, в которой развивают его коммуникационные умения. У малыша формируют потребность в общении, для этого нужно создавать ситуации успеха и хвалить его за любые достижения.
Для проведения логопедических занятий подбирают речевой материал в соответствии с возрастом. Логопед учит малыша взаимодействовать с окружающими при помощи речи, занимается коррекцией звукопроизношения и расширяет его словарный запас. На уроках обязательно используют наглядный материал.
Если причиной ЗРР являются патологии головного мозга, необходимо медикаментозное лечение. Его подбирает невролог, и оно обычно включает прием препаратов, повышающих активность работы речевых центров, курс массажа, магнитотерапию и электрорефлексотерапию.
Указанные виды терапии направлены на восстановление работы речевых участков головного мозга.
Но у этих процедур имеются противопоказания, поэтому назначать их может только врач. Логопедический массаж направлен на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Иногда назначают курс общего массажа.
На индивидуальных логопедических занятиях специалист использует артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Логопед подбирает подходящие дидактические игры, которые расширяют словарный запас малыша и формируют навыки связной речи. План коррекционной работы составляется индивидуально с учетом психофизиологических особенностей ребенка.
Профилактика
Задержка речевого развития у ребенка 3-5 лет — это крайне неприятно для всей семьи. Самой эффективной работой по профилактике описанной проблемы является постоянное общение с мамой, взрослыми, создание хороших условий для развития малыша в целом, постоянное общение со своим ребенком, чтение ему книг, заучивание стихотворений. Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук — рисование, лепка из пластилина, пальчиковые и дидактические игры. Все эти методы доступны для реализации дома. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем.
Профилактические меры и прогноз коррекции
ЗРР – нарушение, хорошо поддающееся коррекции. Если родители вовремя его диагностировали, было проведено комплексное обследование, подобраны нужные методики, то прогноз – благоприятный. К возрасту 5-6 лет речевое развитие ребенка уже достигает нормы. Но это при условии комплексного подхода к лечению и выполнении родителями всех рекомендаций специалистов.
Существует ряд профилактических мер, уменьшающих риск появления ЗРР:
- соблюдение всех рекомендаций и создание благоприятных условий для внутриутробного развития ребенка;
- создание благоприятных условий в первые годы жизни;
- активное общение с малышом, оказание поддержки и стимулирование к коммуникации;
- чаще играть с малышом в развивающие игры;
- обеспечить комфортный, в соответствии с детским возрастом, информационный поток для ребенка.
Желательно периодически посещать логопеда и других специалистов для контроля за состоянием развития ребенка.
Но если ребенок не получил своевременно помощь специалистов, то он может отставать от сверстников не только в речевом плане, но и в интеллектуальном и психическом. Также у него может развиться более сложное речевое нарушение, которое станет причиной проблем в усвоении программы детского сада и школы.
ЗРР – это речевое нарушение, которое легко поддается лечению. При вовремя начатой коррекционной работе малыш быстро догоняет своих сверстников и не испытывает затруднений в общении и обучении.
Полезные рекомендации родителям
Любое занятие требует системного подхода, поэтому ему нужно уделять внимание ежедневно. В процессе лечения обязателен контроль специалиста. Малыша 3 лет необходимо показывать дефектологу 1 раз в неделю. Ребенку 4 лет потребуется дважды в неделю встречаться со специалистами. Чтобы усилить эффект лечения, при общении с ребенком соблюдайте несложные правила:
- не говорите при малыше о его проблеме, не стесняйтесь его речи;
- вызывайте у крохи желание подражать взрослому в речи, эмоциях;
- озвучивайте все действия, которые вы или ребенок совершаете, не бойтесь повторений одних и тех же слов;
- используйте простые предложения (из 3-4 слов), когда общаетесь с крохой;
- читайте малышу доступные для его понимания сказки, стихотворения;
- ограничьте или вовсе исключите просмотр телевизора;
- пойте с малышом песни ежедневно хотя бы по 5 минут;
- развивайте дыхательную систему малыша: учите его играть на дудочке, губной гармошке, выдувать мыльные пузыри;
- не принуждайте кроху к занятиям, делайте это в форме игры;
- массируйте детские ручки и пальчики специальным массажером, для этого можно использовать еловые или сосновые шишки;
- если ребенок устал, отложите занятия на более благоприятное для него время;
- всегда поощряйте улучшение речевого развития малыша.
Самые «продвинутые» методы лечения могут быть малоэффективными, если ребенок развивается в неблагоприятной среде. Для стимуляции его речевого развития необходимы дополнительные методы, например дельфинотерапия, иппотерапия. Эффект лечения может усилить даже общение ребенка с домашним животным. Главное – помнить: чем раньше будет начата коррекция речи, тем быстрее и проще будет достигнут результат.
К каким врачам обратиться
В первую очередь, нужно проконсультироваться с педиатром. Он проведет опрос, касающийся беременности, родов и развития малыша. На основе сделанных выводов вас отправят на дальнейшее обследования к таким специалистам:
Почитать в тему: